Одной из характерных особенностей человеческой психики является субъективность ─ так называемая вкусовщина, то есть стремление воспринимать объективную реальность по особым индивидуальным параметрам. Человек живет в соответствии с картиной мира, существующей в его голове. Каждый из нас оценивает по-своему не только какое-нибудь утверждение, физический предмет, музыку или текст, но и свое окружение.
Известно, что собственный тембр голоса человек воспринимает искаженным. Это связано со способностью черепной кости проводить звуки. Во время разговора мы слышим низкочастотные шумы, их проводник ─ как раз черепная кость. Магнитофон же записывает лишь те звуки, проводник которых ─ воздух.
Однако, оказывается, было изучено наше восприятие не только собственного голоса, но и собственной внешности.
Британские ученые (подобное исследование проводилось и в Австралии) в результате любопытного эксперимента выяснили, что человек видит себя не таким, каким его видят окружающие. И дело здесь не в вашей самооценке.
В эксперименте согласились принять участие 130 человек. Суть его такова: добровольцы выбрали 10 своих фотографий и выложили их в ряд, расположив вначале те, которые, на их взгляд, больше других соответствовали действительности, и заканчивая теми, на которых испытуемые «не похожи сами на себя». После этого каждого подопытного дважды сняли на web-камеру и сделали короткое видео с их участием. Готовые материалы были переданы 73 незнакомцам, которые никогда прежде не контактировали с участниками эксперимента. Опрашиваемым предложили выбрать из множества фотографий те, которые, на их взгляд, больше всего похожи на оригинал – подопытных.
Результат оказался удивительным. Выяснилось, что испытуемые располагали снимки в совершенно ином порядке, чем обладатели снимков. Следовательно, получается, что никто из нас не может объективно оценить собственную внешность?
Да. К сожалению, это невозможно. Потому, что человек в принципе воспринимает себя субъективно. Наша самооценка слишком сильно зависит от воспитания, базовых внутренних качеств, влияния извне, обстановки и множества других факторов. Сегодня, стоя перед зеркалом, человек считает себя красавцем; завтра, находясь в той же позе и рассматривая себя при том же освещении, обнаруживает недостатки собственного тела, и едва ли может назвать себя привлекательным. Если человек, принесший свои фотографии для эксперимента, выбирал и раскладывал их в нужном порядке, находясь именно в таком состоянии, неудивительно, что его оценка собственной внешности разошлась с оценками других испытуемых: на деле человек оказался гораздо привлекательнее, чем сам предполагал. Верно и следующее утверждение: если в день эксперимента испытуемый чувствовал себя уверенно, ослепительно ─ ярко улыбался в камеру и не испытывал даже намека на нервозность, незнакомцы после просмотра видео вполне могли интуитивно потянуться к этому человеку, простив мелкие недостатки внешности ─ природное обаяние играет довольно большую роль.
Также необходимо учитывать и настроение других опрашиваемых, и их личные предпочтения, и, собственно, качество предложенных для оценки фотографий. Поскольку люди приносили снимки не «паспортного типа» (строгие, на белом или сером фоне, с расслабленными лицевыми мышцами), а обычные (фотографии с членами семьи, во время прогулки, в движении), существует вероятность, что испытуемые выбирали фото по каким-то личным критериям. Например, есть люди, у которых с конкретным типом внешности ассоциируется определенный цвет. Ознакомившись с видео и поняв, к какой категории принадлежит снявшийся в нем человек (например, блондин с голубыми глазами), оценивающий выберет из 10 фотографий те, на которых преобладают пастельные тона, потому что именно они, на его взгляд, делают снимок наиболее близким к оригиналу.
Кроме того, не всякий человек одинаково внимателен к своему внешнему виду. Такие области психологии, как психософия и соционика, предлагают свое объяснение: существует определенное количество типов людей и функций, свойственным этим типам. Один чрезмерно заботится о своей внешности, другой же одевается опрятно, но просто, не концентрируясь на мелочах. При этом, если в эксперименте принимали участие испытуемые, относящиеся к обоим категориям, велика вероятность, что представители второго типа хуже помнят собственную внешность и хуже соотносят ее с фотографией, в то время как те, кто чаще смотрятся в зеркало, легко смогут сравнить снимок с тем, как выглядит подопытный на самом деле.
Приведенные выше доводы доказывают, насколько субъективно наше видение того или иного предмета или человека, и от какого количества факторов оно зависит. Вполне вероятно, что расположили фотографии в разном порядке не только их владельцы, но и оценивающие участники эксперимента, ориентируясь по собственным внутренним критериям. Из чего можно сделать вывод, что объективности лишен взгляд любого другого человека.