Символика цвета уходит корнями в далекую старину. Много лет назад человечество научилось придавать расцветкам сакральное значение, что отразилось в мифах и преданиях каждого народа. Расшифровывали «язык красок» и большинство мистических учений, подогревая интерес общества к своей деятельности подобными способами.
Особенно большую роль цвет играет в астрологии, где каждый луч солнечного светила состоит из семи различных красок, которые в свою очередь соответствуют одному из небесных тел. Красный цвет – это цвет Марса, желтый символизирует Меркурий, синий принадлежит Венере, зеленый характеризует Сатурн, а пурпурный – Юпитер. Оранжевый отражает Солнце, а фиолетовый обозначает Луну. Но эти цвета не просто являются символами планет, они указывают и на их влияние на человека. Каждому социальному статусу в иерархии развития человечества соответствует свой цвет, определяющий еще и психологическое состояние людей.
Самым простым примером этого явления можно назвать колористику гардероба, где каждый народ явно отдает предпочтение тому или иному оттенку. Цвет часто присутствует в поговорках и традиционных обрядах, определяя некую символику красок, часть элементов которой дошли и до современников.
Символика красного цвета: сочетание крови и огня
Интерес к красному цвету и всем его оттенкам появился у человека еще в древности. Многие наречия характеризуют красивые предметы и явления исключительно этим цветом (например, красна девица). Полинезийцы считают прилагательное «красный» аналогом к слову «возлюбленный». А китайцы, если видят, что у человека доброе и отзывчивое сердце, всегда скажут, что у него «красное» сердце, подразумевая, что злоба накапливается исключительно в «черном».
Первые ассоциации, возникающие с красным цветом, это огонь и кровь. За столетия существования человечества эта символика успела создать не одно противоречие. С одной стороны стоят любовь, красота, умение радоваться жизни, а с другой – агрессия, война и месть. Еще одной стороной красного цвета являются сексуальные желания, переполняющие человека.
Множество геральдических символов украшено красными элементами. Это символизирует борьбу, революцию, а иногда и бунт. Вот уже много лет дикие племена Австралии и Америки перед решающими сражениями разукрашивают себя в красный цвет, что придает им храбрость и отвагу.
Часто красный цвет выделял царствующих особ из простолюдинов. В Византии только члены царствующей династии имели право носить обувь красного цвета. Чернилом кровавого оттенка они подписывали важные государственные документы, при этом восседая на троне, оббитом пурпурной тканью.
Белый цвет: пустота против невинности
Белый цвет чаще всего ассоциируется с чистотой и невинностью. Также им могли обозначать радость и указывать на добродетель. Дневной свет изображался белым, что свидетельствовало об истине, наглядности и законности. При свете дня трудно скрыть истинные замыслы, все тайное выходит из темных закоулков, и его легко увидеть.
Римляне разрешали носить белые одежды только весталкам, которые славились своей добродетелью и кротким нравом. С тех пор белый цвет считался признаком отрешения от мирской суеты и указывал на высокие духовные устремления.
Христианство приближало святых и праведников к богу, одевая их в белые одежды. Часто в такого цвета наряды одевались жрецы и царственные особы, чтобы подчеркнуть свое величие и торжественность проводимого обряда.
Но есть у белого цвета и абсолютно противоположное значение. Поглощая весь цветовой спектр, белый выступает аналогом пустоты и ледяного молчания, за которыми идет смерть. Многие славянские народности одевали умерших в белые саваны, а африканские племена, провожая на тот свет родственников, выкрашивали свою кожу белой краской. В Китае белый цвет до сих пор является основным цветом в траурной церемонии, символизируя печаль и слезы.
Черный цвет: тайна, смерть и… запретная любовь
Первые ассоциации с черным цветом – это траур, печаль и горе. Недаром еще в древней Мексике, когда в жертву приносили людей, жрецы были с ног до головы окрашены черной краской. Злодеев в различных фильмах почти всегда изображают в черной одежде. А черные глаза нередко связывают с завистью и опасностью.
Любовная страсть, которая скрывается от общественности, часто изображается в черном цвете, поэтому черный еще может олицетворять что-то, чего страстно желают, но боятся сказать об этом открыто.
Желтый цвет: оттенок золота и Солнца
Желтый цвет всегда считался одним из самых противоречивых. Его считали солнечным, но иногда и осенним. Желтые листья навевали тоску, которая предшествует зиме, поэтому часто желтый оттенок олицетворял болезнь, а также потустороннее царство мертвых.
Женщины некоторых народностей предпочитали носить одежду только желтого цвета, такой оттенок любила знать, подчеркивая свое высокое положение.
Азиатские народы считают желтый символом печали, траура и скорби. Европейские страны привыкли, что желтый крест обозначает чуму, а флаг с желтыми элементами указывает на карантин. Славяне не любили желтый, считая его олицетворением измены и неконтролируемой ревности. Отсюда же пошли выражения «желтый дом» и «желтая пресса».
Синий цвет: самый «порядочный»
Синий цвет – это небо, а также вечность, доброта и верность. Геральдика трактует этот оттенок, как честность и целомудрие, верность и слава. Достаточно вспомнить аристократов, у которых в жилах течет «голубая кровь».
Темный оттенок синего в древности считался аналогом черного, поэтому ему часто приписывали подобные «траурные» свойства. У французов ужас называется «синий страх», а сказкой о Синей Бороде с самого детства пугают детишек родители. Славяне считали его символом печали, которую нагоняют на людей бесы. По преданиям бесы делились на черных и синих. И те, и другие мешали людям совершать добрые дела, заставляя выбирать злые и нечестные поступки.
Зеленый цвет: юность и незрелость
Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о зеленом цвете, это трава и листья на деревьях. Многие народы верили в его «веселое» настроение, но при этом зеленый цвет символизирует незрелость и юношеский максимализм. Спектр зеленых оттенков прекрасно успокаивает нервную систему, хотя при его максимальной насыщенности можно познакомиться с такими понятиями, как «зеленая тоска» и «зеленая скука». От злости человек тоже может «позеленеть».
Если проанализировать озвученную информацию, то становится понятно, что символика цветов за тысячелетия существования человечества мало в чем изменилась. Основные ассоциации остались прежними, к ним только добавились некоторые нюансы. Знать специфику языка красок нужно хотя бы потому, что это знание намного облегчает жизнь. Как рабочую сферу, так и семейное общение.